Скорость лодки на вёслах

Какова скорость лодки на вёслах? Полагаю, сей вопрос наверняка озадачивал как туристов, решивших встать на водный путь, так и простых рыбаков.

В данной статье я постараюсь подробно – но в то же время понятным простому обывателю языком (то бишь – без “математической нудятины” и прочих выкладок на полторы страницы) – описать физику перемещения гребного плавсредства по водной поверхности. Ну и понятное дело – приведу конкретные числа, полученные в ходе эксплуатации различных лодок.

Сразу с порога (не с того, на котором все киляются, а с дверного) заявляю: нижеследующее повествование не преследует цель осветить вопрос на академическом уровне, посему содержит все необходимые определения в максимально упрощённо-обобщённой форме. Повторюсь – статья написана для простых рыбаков и туристов, и уж совсем не для научного журнала.
Всего факторов, влияющих на скорость лодки на вёслах – три: физическая сила гребца, сопротивление воды и сопротивление воздуха. Если с первым всё более-менее понятно (хочешь быстро грести – работай над собой), то следующие два – наоборот – требуют более детального рассмотрения. Лодка весельная деревянная кстати подробно описана на сайте maina.club.

Сопротивление воды – своего рода “ответ” на любую попытку гребца сдвинуть плавсредство с места. Данная сила складывается из следующих параметров:

Сила трения о воду. Зависит от качества поверхности лодки, погружённой в воду, а точнее – от её “шершавости”. Чем глаже “шкура” плавсредства – тем эта сила меньше.
Сопротивление формы. На данный параметр влияет форма плавсредства – насколько у него закруглены углы, заострены-приподняты нос или корма, насколько лодка вытянута и какова её осадка. Понятное дело, что ежели плавсредство имеет форму широкой “коробки”, да ещё и заглублено порядочно – то плыть под вёслами оно будет с не ахти какой скоростью. Но если оно – как и положено нормальной лодке – удлинено, имеет более-менее веретёнообразную форму и малую осадку – то будет двигаться лучше всего. Размер лодки тоже имеет значение – чем он больше, тем сильнее сопротивление формы и наоборот. Стоит упомянуть также и материал, из которого плавсредство изготовлено. Твёрдые лодки – из дерева или пластика – плавают быстрее, чем гибкие и мягкие надувные. Ещё не забываем про киль. Без него лодка рыскает, и маршрут её движения становится похож на зигзаг, стало быть – удлиняется, что отрицательно влияет на общую скорость.
Сопротивление течения. Тут всё более-менее понятно – если вода стоячая, то данным параметром можно пренебречь, если же она бегучая – то будет заметно влиять на скорость лодки – в зависимости от того, куда движется гребец – против течения, или по нему.
Сопротивление волн. Сама водная поверхность под действием ветра может стать неровной (а стало быть – “шершавой”) и значительно замедлять движение лодки. Особенно, если грести против ветра. Но это уже – следующая глава.